Биография Михаила Барышникова

Биография Михаила Барышникова

Российский и американский артист балета, танцовщик, хореограф и актер Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 года в городе Риге Латвийской ССР (ныне Латвия) в семье советского офицера.

C 12 лет учился в Рижском хореографическом училище.

В 1964 году поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) в класс к педагогу Александру Пушкину, наставнику известного артиста балета Рудольфа Нуреева.

В 1967 году, по окончании училища, Барышников был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вскоре стал ведущим солистом.

В театре он исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот», Дезире в «Спящей красавице» Петра Чайковского. Барышников выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете на музыку Николая Червинского (1970), Адама в балете «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова (1971). Принимал участие в экспериментальных работах, исполняя партии Меркуцио в балете «Ромео и Юлия» Гектора Берлиоза (1969), Дафниса в балете «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля (1974) и другие.

Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).

За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра имени Кирова. Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.

29 июля 1974 года он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле Американского театра балета (АБТ) «Жизель», танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году осталась на Западе.

В 1974-1978 годах Барышников стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.

В 1978 году известный хореограф Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу New York City Ballet. Барышников выступал в балетах Баланчина «Аполлон» и «Орфей» на музыку Игоря Стравинского, «Блудный сын» Сергея Прокофьева, «Арлекинада» Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса. В 1980-1989 годах он был руководителем и солистом труппы Американского театра балета. Барышниковым была создана оригинальная хореография балета «Золушка» Сергея Прокофьева, редакция «Лебединого озера» хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.

В 1990-2002 годах Барышников был режиссером и танцором проекта White Oak Dance Project («Танцевальный проект „Белый дуб“), который он учредил вместе хореографом Марком Моррисом.

В 2005 году балетмейстер основал Центр искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), в котором он стал художественным руководителем. В программах центра ежегодно участвую более 700 артистов, аудитория насчитывает свыше 22 тысяч зрителей.

Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств. В 1982-1987 годах он выступал в специально созданных для него телепрограммах „Барышников на Бродвее“, „Барышников в Голливуде“, „Барышников: танец и танцовщик“. В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле „Метаморфозы“ на Бродвее.

В спектакле хореографа Элиота Фелда Mr. XYZ (2003) он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в „Запрещенном рождестве“ (2004) по сценарию грузинского режиссера Резо Габриадзе — роль сумасшедшего.

В 2011 году в Хельсинки Михаил Барышников сыграл главную роль в премьерном спектакле „В Париже“, поставленном режиссером Дмитрием Крымовым по рассказам Ивана Бунина.

Среди его театральных проектов последних лет — моноспектакли „Бродский/Барышников“ и „Письмо человеку“.

В кино Барышников дебютировал в 1968 году в фильме-спектакле „Город и песня“ (1968). Затем последовали фильм-балет „Сказ о холопе Никишке“ (1969) и фильм-спектакль „Фиеста“ (1971). В США за роль в картине „Поворотный пункт“ (The Turning Point, 1977) он был номинирован на премию „Оскар“. Барышников снимался в главных ролях в фильмах „Белые ночи“ (White Nights, 1985), „Дело фирмы“ (Company Business, 1991), „Кабинет доктора Рамиреса“ (Cabinet of Dr. Ramirez, 1991). В сериале „Секс в большом городе“ (Sex and the City, 2003-2004) он сыграл художника Александра Петровского.

В 2014 году он появился в небольшой роли в фильме „Джек Райан: Теория хаоса“ (Jack Ryan: Shadow Recruit).

Барышников известен и как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка „Мгновения“. В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка арт-коллекции Барышникова „Искусство, с которым я живу“, где представлено более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.

Среди наград Михаила Барышникова — премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (2000). Он был трижды удостоен премии „Эмми“ (1979, 1980, 1989), а также специальной премии „Давид Донателло“ (1978).

В 2010 году артисту было присвоено звание офицера французского ордена Почетного легиона.

В 2017 году получил престижную японскую премию в области искусства Praemium Imperiale.

В 2017 году он вошел число ста самых влиятельных людей столетия по версии журнала Forbes.

В 2017 году Барышникову, являющемуся гражданином США, сейм Латвии предоставил латвийское гражданство за особые заслуги.

Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт, внучке известного немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. В семье трое детей — Питер (1989 года рождения), Анна (1992 года рождения) и София (1994 года рождения). У балетмейстера есть дочь Александра (1981 года рождения) от актрисы Джессики Лэнг.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

Источник: РИА новости

Вознаграждение 0 руб за Нет просмотров
02:02
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!